Воспитание ребенка-дошкольника. Допустимы ли физические наказания?


Ребенок-дошкольник: воспитательный момент. Педагоги советской эпохи, перефразируя известную фразу Маркса и Энгельса «бытие определяет сознание», шутливо утверждали: «битье определяет сознание». Разумеется, это была всего лишь шутка. Но она показывает, насколько сложен для педагогов и родителей всегда был вопрос о соотношении в воспитательном процессе вербального (словесного) и телесного (физического) форм управления ребенком, его поведением. В истории педагогики, по этому поводу, много раз возникали крайности. Суровые практики, приводя в пример народную мудрость о том, что «ребенка следует пороть, пока он умещается поперек лавки, а когда он вырастает во всю длину – уже поздно», настаивали на «ремневой каше» и «розгах». Гуманисты различных веков, особенно создатели в XX веке педагогических систем типа «методики Монтейсори» и «Вальфдорской педагогики», напротив, выступали категорически против любых методов телесно-ориентированного наказания, настаивая на том, что вплоть до 10-12 лет ребенок имеет право вести себя совершенно как хочет, без ограничений.

В результате этих «педагогических войн», сформировалась сложная, неоднозначная, я бы даже сказал – неправильная ситуация. С одной стороны, все и везде официально заявляют, что «детей категорически нельзя трогать даже пальцем, воспитывать исключительно словами и личным примером». С другой стороны, большинство родителей (да и самих педагогов-«гуманистов») у себя дома, молчком, детей все-таки физически наказывают, да еще как. Получается, что довольно важная для воспитания тема попросту стыдливо замалчивается. Из-за отсутствия однозначных и понятных рекомендаций на этот счет, родители сбиты с толку, не знают, что делать. Отсюда, часто возникают родительские неврозы. Мама или папа сначала наказали ребенка методом рукоприкладства, затем им становится нестерпимо стыдно. Они начинают чувствовать себя какими-то «дикарями, варварами и садистами». Им кажется, что руку на детей во всем мире поднимают только они одни. От моральных мучений, такие родители сильно страдают (вплоть до обращений к невропатологам и психологам). Но, самое главное – они бросаются в другую крайность: как бы извиняясь перед ребенком, они начинают позволять ему все и вся. Отсюда начинает вырастать эгоист и индивид «без тормозов, потому что мне все можно». Потом такой ребенок идет в школу и сталкивается там с такими же детьми. Плюс от его неповиновения начинают страдать и учителя и сама успеваемость, возникают конфликты. Родителям стыдно идти в школу на родительские собрания, но еще более стыдно применять к ребенку воспитательные меры. Кончается это хождение по педагогическому и нравственному кругу весьма плохо.

Спрашивается, что делать? Выход всегда один: честно называть вещи своими именами. Начнем с малышей. Несмотря на то, что ребенок в состоянии говорить уже с года-полутора лет, физиологи отмечают, что те структуры мозга, которые отвечают за распознавание и четкое понимание слов родителей (зоны Брока и Вернике) окончательно формируются только в интервале двух-трех лет. То есть, ребенок 1,5-3 лет уже может уверенно говорить, но не всегда понимает смысл всех обращенных к нему слов родителей. Центры логического и абстрактного мышления головного мозга, нацеленные на понимание сложных явлений жизни, вообще, формируются только в возрасте 7-10 лет. Причем, это все задано биологически, генетически, за прошедшие десятки и сотни тысяч лет эволюции это не изменилось и уже вряд ли изменится. А вот окружающая детей действительность за это время изменилась радикально! Еще двести лет назад ребенок вырастал за забором собственного родительского дома, формируясь в относительно безопасной обстановке. Плюс там была большая территория где можно было бегать и резвиться, а сломать и разбить что-то из ценных вещей было весьма проблематично: люди жили бедно и евроремонтов не было.


Сегодня ребенок вырастает в замкнутой площади квартиры в 40-70 кв.метров. Причем, вокруг него напичкано множество смертельно опасных для него электрических розеток и бытовых приборов: эл.чайников, эл.плит, стиральных машин, тостеров, утюгов, телевизоров, компьютеров и т.д. Вокруг много очень дорогих предметов интерьера и быта, документов, иных ценностей, опасных и острых инструментов (начиная от острейших ножей, заканчивая отвертками). Еще есть унитазы, ванны, раковины, множество водопроводов, поломка которых, также, чревата. Плюс есть опасные балконы и подоконники квартир многоэтажек. А еще аптечка с набором сильнодействующих лекарств, множество бытовой и пищевой химии: отбеливатели, уксусы и т.д. Увы: Связно, на уровне логики и полного понимания опасности, ребенок никогда не сможет понять всего этого вплоть до возраста 7 лет! И никакие слова мамы и папы, никакие их слезы не смогут научить их ребенка элементарно выживать в этих условиях! Просто потому, что мозг ребенка еще всего этого не поймет! А родители не в состоянии связно объяснить ему «почему нельзя». Конечно, восприятие мира посредством эмоций (негативно окрашенного голоса родителей) как-то помогает в этом, но, к сожалению, не принципиально. Отсюда, как бы не хотелось этого говорить, важно понять: Ребенку не всегда можно что-то объяснить, но научить его бояться опасных для него вещей просто необходимо в его же собственных интересах! В условиях отсутствия постоянной няни и специально подготовленных детских апартаментов (без розеток и эл.приборов в 220В) без телесных методов воздействия на ребенка, научить его подчиняться правилам современной жизни практически невозможно. Если же попытаться играть в излишний родительский гуманизм, это заканчивается либо попаданием в детские больницы с тяжелыми травмами, либо воспитанием будущего подлеца и паразита. Как я уже сказал, есть исключение: если у вас есть круглосуточная няня и деньги на специальное детское пространство, можно ограничиться словами.


Теперь дальше. Что такое «телесные методы воздействия на ребенка»? Исключим сразу понятие «бить»! Бить ребенка, то есть наносить ему ощутимые физические страдания недопустимо! Ибо отсюда прямая дорога к получению ребенком таких травм, которые могут привести к ухудшению его здоровья, его инвалидности или задержке физического, интеллектуального, речевого развития. Особенно подчеркну, что недопустимы пресловутые «подзатыльники» и «удары по губам» и т.д. Детский череп и шея так непрочны, что, бывает,  потом не в силах помочь никакие нейрохирурги, ребенок остается инвалидов…

Единственно, что могут позволить себе родители – аккуратные шлепки по «мягкому месту» за интерес к розетке, или строго взять расшалившегося ребенка за руку и отвести его «на свое место» в его детскую комнату. То есть, речь (ни в коем случае!) идет не об ударах и боли, а исключительно о том, чтобы:

— напомнить ребенку о более высоком статусе родителей;

— показать ему непреодолимую физическую силу родителей, которую применять никогда нельзя, но которая, теоретически возможна;

— указать ребенку, что из-за непослушания он может быть лишен столь значимого для него контакта с родителями, братьями-сестрами, друзьями (любимыми игрушками, конфетами, мультфильмами, прогулки и т.д.).

Все. До 7 лет, больше родители не имеют право ни на какие формы физического воздействия на ребенка. Запрещается очень громко кричать на ребенка, бросать его на пол, кидать в него чем-то, надолго ставить в угол, морить голодом и т.д. Только слова, только легкие шлепки по попе (не удар – а его условное обозначение, как символ недовольства родителей), только взятие за руку и краткое отведение в угол детской комнаты (выведение провинившегося из общего круга общающихся родственников).

Самое главное, при этом то, чтобы та или иная форма дисциплинарного воздействия на ребенка, была не жестокой, а именно – систематической, при одних и тех же обстоятельствах применялась всегда! Потому что, если при одной попытке поиграть розеткой, чайником или засунуть голову в стиральную машинку, мама поругает и шлепнет по попе, а при другой –  ничего не скажет, ребенок будет просто сбит с толку, его формирующееся сознание так и не сможет выработать четкие критерии правильности или неправильности своего поведения. И виновен в совершении дальнейших проступков, будет уже вовсе не ребенок, а его родители, которые сами не в состоянии вести себя стабильно и системно! Ведь если родители сами не умеют правильно себя вести, что уж тут требовать от ребенка…

Таким образом, бить детей категорически нельзя. А вот воспитывать их и наказывать правильным образом, не только можно, но и нужно. Но, только не от случая к случаю, а настойчиво и регулярно, имея четко ранжированную систему, за что хвалить, за что ругать, за что – и наказывать.

С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.

Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.


Оставить ответ