Культура и рост человеческого потенциала


Сегодня, 14 августа 2015 года, состоялся круглый стол, учрежденный Министерством культуры Красноярского края, на котором был поднят актуальный вопрос: «Стратегия развития красноярского края: «образ будущего» сферы культуры».

В жарких дебатах и инициаторы, и выступающие, и  приглашенные гости преследовали только одну цель: выявить направления принципиальных изменений в сфере культуры и определить условия их реализации в рамках стратегии развития красноярского края до 2010 г.

С докладом «Культура и рост человеческого потенциала» выступил  в качестве приглашенного эксперта и доктор культурологии, профессор Андрей Зберовский.

Доклад вызвал продуктивную дискуссию, некоторые его положения были поддержаны присутствующими и вошли в итоговые рекомендации круглого стола.

Ниже предлагаем вашему внимание текст данного доклада


Авторский девиз доклада:

«От поддержания функционирования учреждений культуры

к культуре развития потенциала человека, общества, государства».


Тема связи культуры и роста человеческого потенциала бесконечна. Если мы говорим о «потенциале вообще», то разговор становится беспредметным, так как человеческий потенциал как кустарник может расти совершенно во все стороны. И вряд ли нас сейчас интересует развитие такого «потенциала» человека как возможность человека пересмотреть все художественные фильмы на земле или научиться спать стоя на одной ноге, и т.д. Считаю, что сегодня нам важен рост такого потенциала человека, который сможет обеспечить:

— максимальные возможности раскрытия и реализации его талантов, способностей и возможностей уже при его жизни, а не когда-то там далеко, потомками. Хватит говорить, что «культура не продается». Да, культура – это внематериальная ценность! Но ведь творцы должны жить и жить достойно;

— уход от традиции восприятия людей культуры и творчества как нищих и непризнанных гениев, коммерциализацию результатов их деятельности и/или получение такой высокой общественной оценки, которые будут стимулировать человека к дальнейшей деятельности в родной стране;

— не только культурное, но и экономическое и социальное развитие страны, поможет преодолеть ее явное отставание уже не только от западных, но и уже даже от восточных стран.

Справедлив вопрос: как может культура актуализировать рост человеческого потенциала под углом его прикладной, в том числе социально-экономической направленности, точки приложения? Мы отдаем себе отчет в том, что даже трижды интеллигентный человек может оказаться не способным к инновациям боязливым традиционалистом, никудышным бизнесменом и неэффективным «как бы чего не вышло» государственным служащим и бездарным руководителем. С другой стороны, успешный и распиаренный творческий человек, деятель науки или культуры, состоявшийся бизнесмен могут бросить родную страну, уехать из нее навсегда, вложив свой потенциал в другие страны и народы, нередко враждебные его Родине.

Как выйти из данного противоречия? Как обеспечить рост человеческого потенциала в родной стране, причем использовав для этого в том числе средства культуры? Как приобщить творческих людей культуры к задачам инновационного социально-экономического развития страны, заинтересовать их самим модернизационным процессом? Как вообще адаптировать их к государственно бюрократической традиции работы учреждений культуры, или может быть лучше адаптировать к особенности их психологии само Министерство? Очевидным выходом для этого является создание в стране некого особого культурного и психологического «климата», способствующего активизации человеческого потенциала. Однако по факту, данного климата в стране до сих пор не создано, что подтверждается продолжающейся иммиграцией из России деятелей науки, культуры, бизнесменов и т.д., то есть как раз наиболее активной и инновационной части общества. Отсюда, с моей точки зрения, стратегической ошибкой, которую необходимо срочно исправлять, являлось ожидание государственными мужами все возрастающей инновационной активности «снизу» из недр общества. Причем ожидание при отсутствии создания реальных условий для данной активности: бюрократизации, дорогих кредитов, отсутствия «социальных лифтов», отсутствия внятной государственной идеологии и т.д. Так прошло более двадцати лет, страна так и не смогла выйти на мировые показатели развития, оказалась полностью зависима от иностранного научного, образовательного, социального и культурного потенциала.

Отсюда должно быть понятно, что кроме призывов к «инновациям», «креативности» и «фишкам» сегодня необходимо говорить о создании и внедрении в практику работы государственных органов, в том числе учреждений культуры определенной культуры развития, в то числе культуры «подхвата» чужого развития, развития снизу. Время показало, что мало «инноваций», нужна соответствующая модернизационная культура, «культура развития», «культура перемен». Но беда в том, что она не выйдет сама из недр общества. Точнее – может выйти, но если это будет идти естественным путем, это займет так много времени, что Россия далеко отстанет. Либо эта культура устанет тянуться к спящему и косному гос.чиновничеству, которое в настоящее время не столько реально поддерживает инновационную активность (в том числе и в культуре), сколько ею «отчитывается для галочки», используя людей культуры как статистов. Когда чиновники «вещают» на своем птичьем языке, а послушные люди за круглыми столами молчат понимая, что их слушают, но не слышат.

Поэтому вытягивать страну из застоя можно и нужно только активными действиями самого государства. Оно само виновато в своем застое, пусть само и инициирует его преодоление, будучи морально готово и вкладываться деньгами и изменением своих подходов к культуре (и не только культуре). Причем эта деятельность не может быть сведена к действиям разрозненных министерств, она должна являться такой комплексной стратегией межведомственного взаимодействия, которая окажется способной запустить соответствующие инновационные процессы в обществе, будет их поддерживать и обеспечивать своей инфраструктурной, финансовой, юридической и организационной поддержкой.

Отсюда, для обеспечения реального роста человеческого потенциала граждан России, в том числе средствами культуры, предлагаю следующие тезисы:

  1. Ввиду специфики исторического развития России и ее интернациональности, любые масштабные инновационные проекты модернизации могут осуществляться только «сверху», государством. Требовать от задавленного тяжестью государства «Общества» реализации данной задачи является вредной утопией, которая крадет время и создает условия для застоя.
  2. При этом любые масштабные инновационные проекты модернизации осуществляемые «сверху» государством могут быть успешно реализованы и поддержаны Обществом только при создании длительное время действующей модернизационной культуры, «культуры перемен».

Которая включает в себя тринадцать слагаемых:

— межведомственный характер взаимодействия государственных и муниципальных организаций, их моральная, техническая, финансовая и юридическая готовность к системному регулярному взаимодействию не только с коммерческими и общественными организациями, но и физическими лицами, носителями потенциала. Особенно – с физическими лицами. Так как:

Единственным источником инноваций являются только граждане,

то есть физические лица. Крупные структуры могут только

поддерживать или отрицать инновации, либо забалтывать

и топить их в бюрократической рутине плановости и отчетности.

Важно отметить, что хватит увлекаться только модными ныне «проектами», проектной деятельностью. По факту – это неподъемная схема для людей, носителей инновационного и культурного потенциала. Они не в состоянии осваивать тонны бумаги, писать и защищать проекты. Проектные деньги уходят мимо, в песок, «среди своих», не оставляя после себя реального результата кроме «освоения». Творцам нужно помогать более точечно и адресно.

— психологическую, финансовую, организационную и юридическую готовность к регулярным экспериментам, в том числе и предлагаемым «снизу»;

— широкую общественную популяризацию успешного опыта и его коммерциализацию;

— готовность к реализации тех инфраструктурных проектов и пи-ар проектов, что не будут приносить немедленной финансовой выгоды, однако станут основой либо для привлечения инвесторов в будущем, либо будут положительно влиять на общественное сознание, адаптируя его под динамику модернизации;

— создание персональной «базы данных» о конкретных людях, способных решить те или иные задачи в различных сферах деятельности, широкое привлечение их к реализации различных проектов, как на контрактной основе, так и на основе принятия на работу в государственные и муниципальные организации;

— обеспечение данных «прорывных людей» необходимой информацией о различных возможностях, имеющихся в стране и за рубежом (с возможностью доставки их в Россию), которая избавит их от собственных пустых поисков по схеме «найди то, сам не знаю что» и способствовать активизации их творческой, коммерческой, социальной и культурной деятельности.

— создание постоянных поводов не только для обсуждения различных инициатив, так и для их реализации и финансирования (проведение различных тематических «дней», мероприятий и т.д.);

— широкое гласное обсуждение всех инновационных действий в информационном пространстве (причем не только по факту их проведения, но и подготовки), создание в обществе не только поддерживающего благожелательного настроя, но инициативности в создании авторских проектов;

— отказ от системы «бумажной отчетности», переход к демонстрации зримых и конкретных результатов;

— закрепление персональной ответственности по реализации различных «прорывных проектов» не только за различными государственными и муниципальными организациями, но и конкретными руководителями;

— создание механизмов ощутимого морального, материального и служебного поощрения для тех лиц, что добиваются конкретных успехов в инновационной деятельности, в деятельности по управлению данными проектами;

— предупреждение «закупоривания социальных лифтов», коррупционности и келейности регулярным расширением и обновлением числа чиновников, творческих граждан, предпринимателей являющихся инициаторами, исполнителями и экспертами в реализации различных прорывных проектов;

— принципиальный учет национальных интересов страны и патриотическо-воспитательной направленности в осуществлении любых проектов.

  1. Перенос приоритетности со стабильности в функционировании министерств и ведомств на экономическое, научное, социальное и культурное развитие конкретных регионов страны, общества, государства в целом.

Только данные подходы могут помочь перейти от разговоров об инновациях и развитии к действительным инновациям и действительному развитию в любой сфере жизни страны. Они способны обеспечить рост человеческого потенциала граждан страны, самоактуализировать их, повысить общую капитализацию человеческого потенциала регионов, страны в целом.

Данный рост человеческого потенциал может иметь перспективу только в широком межотраслевом взаимодействии (в том числе взаимодействии министерств и ведомств) и должен включать в себя следующее:

— обеспечение возможностей граждан своевременно и быстро узнавать о тех новинках науки, техники, медицины, культуры, социальных, образовательных, воспитательных технологиях, которые могут быть полезны для их быстрого применения или коммерциализации в России в целом и в каждом регионе, помогут повысить успешность и благосостояние тех, кто будет этим заниматься, будут благотворно сказываться на развитии страны;

— создание таких условий в стране, которые стимулировали бы культурную, инновационную, научную, коммерческую и производственную деятельность, в том числе увеличивали информированность граждан о том, что данные условия создаются или уже имеются;

— создание средствами культуры и массовой информации такого положительного облика людей, чья деятельность способствует технологическому, производственному, научному, социальному и культурному развитию страны, который способствовал бы популяризации их деятельности, подражанию ей, массовому копированию и тиражированию. Особенно – среди молодежи;

— воспитание средствами культуры и массовой информации данных прорывных инновационных людей в духе патриотизма и самореализации их потенциала прежде всего в собственной стране;

— превращение культуры в реальный инструмент по привлечению инвестиций в страну и регионы;

— упрощение регламента ведения коммерческой деятельности для лиц занятых в творческих сферах, науке, культуре. Так как мы имеем парадокс: Творцы и Создатели вынуждены искать покупателя чуть не продавая свои творения на улице, словно мы в прошлых веках, тем более все совершается «вчерную»;

— создание единой информационной базы всей культурной жизни каждого региона, страны в целом, активных персоналий, результатов их деятельности и способов их продвижения;

Переходя к конкретике, если мы желаем привлечь Министерство культуры Красноярского края не только к активизации творческого потенциала деятелей культуры края, но и к осуществлению задачи научного, производственного и социального инновационного «прорыва» страны и региона, благодаря появлению новых информационных технологий оно может ставить перед собой следующие конкретные межотраслевые задачи, решение которых будет способствовать росту человеческого потенциала края. Девизом данной деятельности предлагается следующее:

От поддержания функционирования учреждений культуры

к культуре развития потенциала человека, общества, государства,

культуре модернизации, культуре системных перемен.

Технически, в качестве первых шагов можно предложить следующее:

— Повышение информационного потенциала культуры. На основе создания под эгидой Министерства культуры единого сайта, содержащего всю он-лайн информацию о культурной жизни в регионе, возможно преодоление «культурной разобщенности», то есть изолированности друг от друга учреждений культуры региона, повышение информированности жителей региона, России и мира о культурных событиях в самых отдаленных районах края. Информация сайта должна дублироваться на ведущих иностранных языках, должна существовать возможность перехода с сайта на сайты гостиничных комплексов края.

— Создание под эгидой Министерства культуры (или уполномоченной организации) единого коммерческого сайта (торговой площадки культуры) – типа «Инпринт», «Редбабл», «Колледж арт он лайн» через который творческие люди региона (и России) могут легально и с отчислением налогов продавать свои произведения не только в рамках страны, но и мира, брендируя себя и родной регион.

— Создание Министерством культуры продюсерской организации (краевого фонда культуры) которая имела бы права на финансовую поддержку талантливых и потенциально коммерчески успешных композиторов и исполнителей, поэтов, музыкантов, художников, детских и взрослых писателей, скульпторов, ремесленников и т.д. С реализацией их продукции (книг, текстов, произведений и т.д.) или организации концертов на коммерческой и возвратной в бюджет основе.

— Создание в учреждениях подведомственных Министерству культуры системы тьюторства – конкретного персонального ведения всех «прорывных» (как уже состоявшихся, так и только еще развивающихся) деятелей культуры и искусства создающих новые продукты, оказания им реальной помощи в их выходе на широкие перспективы. Уместно подчеркну: творческие люди это всегда «люди с особыми возможностями», это почти «дети», которые редко могут «вписаться» в бюрократические каноны, вообще любые каноны. Да, они рождаются «снизу», раскрывают свой от природы данный потенциал. Однако если не помогать им «сверху» государством, его возможностями, их способностей может оказаться недостаточно.

Для реализации данных направлений возможно получение Красноярским краем статуса экспериментальной пилотной площадки в сфере финансирования и ведения коммерческой деятельности в сфере культуры, с модернизацией налогового законодательства в данной сфере.

— Для осуществления новых функций, учреждения Министерства культуру должны разгрузиться от бюрократических отчетов, уменьшить вал своих бумажных волн, сконцентрироваться на реальной поддержке талантов и культурной среды края.

— Инициирование Министерством культуры ежегодного проведения этнографических Дней культуры российского Севера в районах Таймыра и Эвенкии, населенных коренными малочисленными народами (Игарка, Диксон, Тура и т.д.), что позволит сделать эти районы местом массового международного культурного туризма, обеспечит приток финансовых средств в краевой бюджет.

— Инициирование Министерством культуры других ежегодных культурных и имиджевых для региона мероприятий, одновременно значимых для развития бизнеса: Дни деревянного зодчества и домостроения, Дни камнерезного ремесла, Дни кузнечного ремесла, Дни ландшафтного дизайны и т.д. Все данные мероприятия должны быть коммерциализированы.

— Учреждение Министерством культуры (с Министерством экономического развития и Министерством образования и науки) звания «Деятель-культуры – патриот», «Предприниматель-патриот», «Ученый-патриот», «Меценат России», для наиболее успешных деятелей культуры, предпринимателей и ученых реализующих себя и живущих именно в Красноярском крае. А также для тех меценатов, что своей благотворительной деятельностью помогают функционировать учреждениям культуры края. Что будет содействовать закреплению традиции патриотизма в культурной, научной и бизнес среде края. Соответственно, должно производиться торжественное награждение данных людей памятными дипломами и значками.

— Министерство культуры может организовывать в подведомственных ей учреждениях (библиотеках, клубах, школах, концертных залах) регулярные встречи общественности и молодежи с наиболее успешными предпринимателями и успешно коммерциализировавшими свои творческие способности деятелями из различных сфер жизни, с целью популяризации их опыта. Что позволит широким слоям населения увидеть конкретные «алгоритмы» успеха, найти себя в модернизирующемся мире, поверить в свои силы.

— Министерство культуры совместно с Министерством образования и науки может организовать систематический и регулярный перевод на русский язык наиболее значимых с точки зрения культуры, науки, производства, бизнеса (и т.д.) периодических и монографических научных изданий издаваемых за рубежом. Также бизнес каталогов ведущих производителей мира. Они могут в платном формате скачиваться со специального сайта. Это позволит предпринимателям быстрее знакомиться с теми мировыми достижениями в своей сфере, которые можно заимствовать или использовать в качестве ориентира в своей деятельности.

— Министерство культуры может повысить значимость любительской деятельности в сфере культуры, науки и техники, проводя ежегодный форум «Сделай сам», также коммерциализировав и популяризовав данную культурную деятельность.

— Министерство культуры совместно с Министерством экономического развития может способствовать повышению культуры бизнеса и производства региона, проводя ежегодный конкурс «Культурный бизнес», где будет оцениваться благоустройство рабочих мест и производства в различных сегментах бизнеса: крупном, среднем, малом, культура старт-апа.

— Министерство культуры может проводить ежегодный краевой конкурс изданий о малой Родине, где будет дана оценка, оказана финансовая поддержка и растиражированы художественные и краеведческие произведения, созданные в районах и городах края работниками учреждений образования и культуры. Что позволит увеличить эффективность патриотической работы с молодежью.

— Под эгидой Министерства культуры (или подрядной коммерческой организации) не только в краевом центре, но и районных центрах могут регулярно проводиться культурно-интеллектуальные игры типа «Квиз» или «Что? Где? Когда?», конкурсы и викторины, направленные на увеличения внимания жителей региона к данной сфере, повышению престижности самого образа культурного и начитанного человека. Особенно – среди подрастающего поколения: школьников, студентов. Однако также следует проводить данную деятельность и среди пожилого населения «третьего возраста», что повысит их жизненную активность.

— Министерство культуры может активизировать деятельность различных творческих  и профессиональных союзов, повысить прозрачность их существования, введя практику ежегодных публичных отчетов об их деятельности, результатах деятельности их членов, их личных творческих достижений в сфере культуры (с последующей публикацией на сайте министерства культуры). Важно внести немного состязательности в их внутреннюю жизнь, чтобы Творцы не почевали на лаврах, мешая своим авторитетом продвигаться молодым. Для подтверждения своего высокого статуса они должны творить и отчитываться о своем творчестве, (но не бюрократическими докладами, а новыми произведениями).

Более активно и целеустремленно продвигать наиболее успешных творческих деятелей и деятелей культуры в российском и международном пространстве, превращая их краевые «бренды», помогая им в их творчестве и ее коммерциализации.

Оцененность творческой и культурной деятельности

должна выражаться в том числе и в цене произведений Творцов.

Те, кто состоялся в творчестве и культурной деятельности

должны быть состоятельными людьми в сфере финансов.

Иначе творческие люди, люди из мира культуры не будут являться уважаемыми людьми в обществе, не смогут стать примерами для подражания подрастающего поколения. Тем самым не заложив основы стабильного воспроизводства культурной жизни в российском обществе.

Таким образом, значение культуры и учреждений культуры для роста человеческого потенциала огромно. Увеличение информации о культурной жизни края в интернет пространстве, создание продюсерского центра, не только «проекты» но и тъюторство над конкретными Творцами, состязательность и коммерческое продвижение востребованных проектов – важные направления в Стратегии развитии культуры края. Я убежден, что новый Министр культуры края Е.Н.Мироненко увидит и поддержит полезные идеи в моем докладе.


Оставить ответ