Как помочь выбрать ребенку профессию?


Каждую весну десятки тысяч родителей России серьезно задумываются о том, куда же поступить их ребенку, в какой вуз, на какую специальность. Вместе с ними мучительно размышляют на данную тему и их дети-старшеклассники. К сожалению, назвать этот процесс полностью разумным, очень сложно: парни и девушки склонны принимать «за дело всей жизни» свои новые случайные увлечения, или просто выбирают учебное заведение и будущую специальность «за компанию» со своими друзьями. Что касается родителей, то они грешат другим: если они недовольны своей жизнью, то не желают, чтобы ребенок унаследовал их профессию; если их социальный и финансовый статус вполне приличен, наоборот, желают передать его своим детям. Или желают, чтобы их дети обязательно достигли того, о чем они сами когда-то мечтали. Или «поступают» своего ребенка просто туда, где есть знакомые преподаватели, ректоры, деканы и т.д.

Подобные схемы вполне могут оказаться удачными и вывести ребенка на нужную стартовую орбиту жизни, а могут привести к трагедии: когда ребенок так и не найдет себя в профессии, станет жертвой бедности, депрессии, той или иной зависимости и т.д. Но, схема «пятьдесят на пятьдесят» очень рискованна. Поэтому, любящие своих детей, разумно подходящие к жизни родители, стремятся заранее оценить специфику одаренности своих детей, проконсультировавшись у психолога.


Как же, в данном случае, обычно работает психолог, на что он обращает свое профессиональное внимание? На что, в домашних условиях, могут обратить свое пристальное внимание сами родители старшеклассники? Попробую вкратце рассказать.


Первое. Наличие собственных ярких талантов у ребенка. Если ребенок блестяще раскрыл свои способности и таланты по каким-то таким узким направлениям, типа спорта, музыки, танцев, рисования, пения, химии, биологии, математики, программированию, иностранным языкам, коммерческой жилки и т.д., которые могут быть реализованы не просто в практической деятельности, а в той, которая может достойно кормить человека в будущем, можно и нужно смело продвигаться в данном направлении. Но, только в том случае, если этого хочется самому ребенку. Если ребенку это не интересно – смотри следующие пункты.


Второе. Специфика наследственности. Современная генетика говорит о том, что вклад генетики в тип конституции достигает 98%, влияние наследственных факторов на память и внимание составляет до 85%, наследуемость общих психических характеристик до 70%. Но, проблема в том, что базовыми, или говоря генетическим языком «доминантными» генами в ребенке могут быть не гены мамы или папы, а дедушек-бабушек, а то и прадедушек-прабабушек.

Поэтому, первым делом, психолог внимательно анализирует фотографии всех родственников, опрашивает самих мам и пап на предмет того, «в чью родню, в кого именно из всех родственников пошел ребенок». Значимые доминантные гены хорошо отслеживаются по телосложению, форме черепа, наиболее ярким особенным чертам внешности – большому носу, оттопыренным ушам, форме глазниц, специфики рук и ног.

Если вы четко поняли, чьи доминантные гены несет ваш ребенок, это уже дает пищу для размышлений. Если он/а похожа на того родственника, который оказался(ась) очень успешным в профессии, следует серьезно рассмотреть вариант выбора той специальности, что может иметь отношение к тому роду деятельности, в котором был успешен родственник. Например, если девочка пошла в бабушку, которая состоялась в качестве педагога или бухгалтера, эти варианты вполне следует рассмотреть. И, наоборот: если тот родственник, на кого похож ваш ребенок, полностью провалился в какой-то профессии или административной должности, важно принять это к сведению и ни в коем случае не продвигать ребенка на потенциально проблемные для него профессии, кардинально сменив родственные традиции.

Подчеркиваю: наследственность очень важна. И если сын пошел в дедушку – супер успешного технаря и с детства обожает все техническое, а родители – успешные врачи, учителя или чиновники, правильно все-таки сделать поправку на гены и, как бы грустно это не было бы для мамы и папы, отправить ребенка все-таки учиться на инженера. Или совместить одно с другим, поступив или на учителя физики, врача той специальности, где выше вероятность работы с приборами или на те инженерные специальности, с которыми затем можно стать чиновником по строительству, ЖКХ и т.д.


Третье. Степень интеграции ребенка в профессию родителей или других родственников. По своей наследственности ребенок может пойти в бабушку или дедушку, но если он с детства самым активным образом был вовлечен в профессию мамы или папы (или кого-то из других родственников, включая дядь-теть, братьев-сестер), проявил интерес к ней и прекрасно в ней разобрался, показал свои способности, есть смысл поступать именно на ту профессию, которая позволит ребенку в будущем успешно работать в данной отрасли или сфере деятельности, неплохо зарабатывать.

И опять-таки: если мама и папа очень успешны в своих трудовых направлениях, но их ребенок совершенно апатичен к их видам деятельности, не стоит принуждать его из под палки поступать туда, откуда родители затем планируют ребенка пристроить по своим стопам. Потому что, этим родителям, затем, возможно придется до конца дней кормить того великовозрастного ребенка, который несмотря на профильное образование и помощь высокопоставленных родителей, так и не состоится в жизни и будет деградировать и спиваться.

Бывает и так: ребенок не интересуется работой своих успешных родителей, но зато знает все о работе соседа по лестничной площадке, или кого-то родителей его друзей. Если это хоть как-то пересекается с первым и/или вторым пунктом, лично я в своей практике советую родителям к этому прислушаться. И работая психологом более двадцати пяти лет, получил сотни благодарностей от выросших успешный детей и их родителей. Расстроенных, что они не передали ребенку свою профессию, но счастливые от того, что ребенок очень доволен своей жизнью и работой.


Четвертое. Уровень материальных или социальных амбиций ребенка. Если у родителей и ребенка голова идет кругом от обилия вариантов, предпочтителен тот из них, который отвечает тем устремлениям ребенка, что к 17-18 годам, обычно, уже ярко заметны. Если сын или дочь явно желают жить в хорошем достатке, нужно выбирать ту специальность, что будет хорошо обеспечивать материально. А имея деньги, повзрослевшие сын или дочь смогут или реализовать себя в каком-то интересном хобби, или освоить новую профессию или начать свое бизнес, имея для этого финансовые возможности и запас прочности. Если ребенок желает стать кем-то в административном (командовать и управлять), научном (заниматься аналитикой и выступать в качестве эксперта), политическом (стать мэром или депутатом), творческом (и т.д.) аспекте, важно посмотреть, какая из специальностей будет иметь максимально прикладной для этого характер.

Иначе, если ребенок, имея таланты и получив хорошее образование, будет жить в нищете и забвении, решать его/ее проблемы до конца своих дней, опять-таки будут именно родители. Что, в общем-то, нежелательно.


Так выглядят самые основные направления профориентации, глазами психолога. Безусловно, в расчет следует принимать и многое другое – желание ребенка жить в родном поселке, городе, регионе или стране или сменить проживание. Возможности и направленность друзей ребенка и их родителей. Общие тенденции в мире и стране. Различные мудреные тесты и т.д. Но все вышеперечисленные четыре факта в рамках «семейного совета» учесть следует обязательно!

Поэтому, очень советую, отнестись к выбору специальности и вуза, советую максимально взвешенно и, самое главное – не спеша. Пусть это будет обстоятельный разговор длиной во много недель или месяцев. Пусть это будет сложный микс из всех перечисленных факторов. Но, зато, итоговый выбор будет радовать и ребенка и его родителей не только в период бакалавриата, или только до первой сессии, но и всю долгую и счастливую жизнь.

Если же вы столкнулись с проблемами в профессиональной ориентации вашего ребенка-старшеклассника, или ваша семейная пара окажется в кризисе из-за дебатов по этому поводу, буду рад дать совет психолога на личной или онлайн консультации.

С уважением, д.к.н., профессор Андрей Зберовский

Контакты: www.zberovski.ru E-mail: zberovskiy@mail.ru

Запись на личный прием и

дистанционное консультирование

(Viber,  WhatsApp):

+7-902-990-5168, +7-913-520 -1001, +7-926-633-5200.


Оставить ответ