Как снизить вероятность суицида у подростков?


В год в мире добровольно уходят из жизни около двух миллионов человек, от 30 000 до 70 000 человек приходится на Россию. Например, в миллионном городе Красноярске в год добровольно уходят из жизни от 300 до 500 человек, треть из них моложе 23 лет. Это средние показатели по большим городам, и это – действительно страшно! Еще страшнее то, что на один завершенный смертью суицид совершается не менее десяти-двадцати неудачных попыток, которые делают другие люди. Большинство выживших, впоследствии, очень раскаиваются о совершенном. Особенно неприятно – что очень большой процент суицидов приходится на подростков и юношество. И уж совсем грустно от того, что:

Беда суицидов еще и в том, что они могут закончиться

уходом человека из жизни вопреки его изменившемуся решению.

То есть, передумал человек уходить из жизни, или подросток просто желал попугать своих родителей, умереть «понарошку», однако нога соскользнула, доза таблеток оказалась слишком велика, скорость движения автомобиля или мотоцикла была очень велика (и т.д.), а действие уже произошло и помощь может просто не успеть… Поэтому, спешить с игрой в самоубийцы, никому не советую, как бы сложно не было нам сейчас жить. Особенно – подросткам. Но не советую и родителям пытаться не верить в то, что их дети могут осуществить суицид на самом деле.

Важно понимать, что причины суицидов, обычно таковы:


Тринадцать основных причин к совершению попыток суицида:

  1. «Проблемная любовь»: «первая любовь», «неразделенная любовь».
  2. Длительное отсутствие стабильных любовных, семейных и интимных отношений.
  3. Семейные разлады и разводы.
  4. Трудности общения с коллективом, родственниками и другими людьми, с кем приходится общаться (включая учителей, чиновников, врачей и т.д.).
  5. Неудачи в жизни и понимание явной невозможности достигнуть желаемого.
  6. Наличие смертельно опасного и неизлечимого заболевания.
  7. Ввиду тяжелого материального положения человека и отсутствия видимых способов преодоления данной ситуации.
  8. Наличие чувства тяжелой вины перед своими близкими людьми.
  9. Навязчивые воспоминания о пережитых стрессах.
  10. Фанатичная привязанность к тому или иному лидеру (рок-музыканту, философу, представителю религии, политику) или идеологии.
  11. Обостренное стремление к риску у спортсменов-экстремалов и т.д.
  12. Болезненное депрессивное состояние.
  13. Сезонные обострения при наличии тяжелых психических расстройств.

Какие цели, кроме собственно желания умереть, обычно, стоят за попыткой суицида? На практике, они, такие (особенно у подростков):

— Желание привлечь внимание к своей личности и проблеме со стороны окружающих, вызвать к себе сочувствие и заботу, прекратить ухудшение ситуации. Например, подросток имитирует суицид, желая, чтобы в школе или училище над ним перестали издеваться и обидчики обходили его стороной. Или, девушка угрожает самоубийством, чтобы мама и папа перестали между собой ссориться. Или подросток, который испытывает дефицит общения с родителями, которые всегда на выходные отправляют его к бабушке, тем самым требует, чтобы ему уделяли больше внимания.

— Желание любой ценой достичь поставленных целей, откровенно манипулировать другими людьми в далеко не критической ситуации, прямо заставляя их выполнить желаемое. Например, девушка угрожает родителям: или вы купите мне абонемент в дорогой спортзал, куда ходят все мои обеспеченные подруги, или я брошусь под машину. Или подросток угрожает родителям, что наестся таблеток, если его не отпустят на каникулах в летний лагерь с товарищами. Или девушка, таким образом, требует, чтобы ее парень даже не думал ее бросать, а лучше бы позаботился о том, когда им пора идти в  ЗАГС.

— Желание избежать наказания, или, во всяком случае, его уменьшить. Например, сорвав урок в школе, подросток употребляет первые попавшиеся таблетки из домашней аптечки, чтобы родители его, затем, забрав из больницы, меньше ругали. Девушка, забеременевшая от случайной связи и стесняющаяся рассказать об этом родителям, может сначала попробовать порезать себе вены.

— Желание так сильно «встряхнуть» себя, чтобы насильно «переключиться» на другие мысли и действия, уйти от чувства вины в произошедшем.


Имеются определенные возрастные периоды, для которых характерны попытки суицидов.

Первый пик суицидов: возраст 13-17 лет – «первая любовь». Он характерен для подростков, юношей и девушек, которые испытывают затруднения в общении со сверстниками, с противоположным полом, с учителями и собственными родителями.

Второй пик суицидов: возраст 23-27 лет – «отсутствие любви». Он характерен для парней и девушек, которые либо потеряли длительные любовные или семейные (в том числе – гражданские) отношения, либо в принципе, никак не могут такие отношения создать и ощущают себя совсем одинокими.

Третий пик суицидов: возраст 37-45 лет – «кризис среднего возраста». Он связан как с волной семейных разводов, которая приходится как раз на данный возраст, так и с переосмыслением своих целей в жизни, тех результатов, что удалось добиться (или не добиться) к данному периоду возраста. Часто именно в этом возрасте происходят суициды на почве наличия долгов или потери денежных средств от мошеннических действий или финансовых кризисов: с одной стороны, к данному возрасту человек набирает крупные средства, чтобы ими рискнуть, с другой – именно в этом возрасте приходит понимание, что вернуть утраченное уже очень сложно, ведь впереди уже спад жизненной активности.


Как вовремя выявить склонность к суицидам? В практике своей работы, выделяю десять специфических черт, характерных для суицидентов.


10 черт людей, которые могут попасть в «группу риска» суицидов:

  1. Отсутствие у человека стабильных любовных, интимных и семейных отношений. (Поэтому, 80% суицидов совершаются одинокими мужчинами и женщинами, а также людьми, пережившими расставания, измены, разводы).
  2. Отсуствие у человека полноценной интеграции в учебный, трудовой, территориальный (двор, район) или временный (на отдыхе) коллектив. (Дефицит общения и друзей – яркая черта большинства суицидентов любого возраста).
  3. Отсутствие у человека откровенных, доверительных и доброжелательных отношений с членами семьи. (Также характерно для любого возраста).
  4. Отсутствие у человека навыков успешной борьбы за достижение каких-то значимых позитивных целей, неспособность доводить начатое дело до логического завершения. (Суициденты особенно часто встречаются среди юношей и девушек, которые или бросили школу, техникум или училище, так и не получив полного среднего образования, или не смогли завершить обучение в высших учебных заведениях. Очень многие суициденты занимались в юности спортом или творчеством, однако, не добились в своих видах деятельности значимых результатов. Многие суициденты – профессиональные неудачники, люди совершенно не читающие книг, не интересующиеся миром вокруг себя).
  5. Заниженная самооценка, отсутствие у человека уверенности в собственных силах. (Что прямо связано с пунктом, только что описанном выше. Чаще всего – заниженная самооценка оказывается производной от низкого уровня доходов человека, его низкого социального статуса или должности, неспособностью достичь устраивающего его состояния внешности и т.д.).
  6. Отсутствие у человека долговременных, перспективных целей в жизни, выстроенной стратегии достижения личностного роста, повышения профессионального и социального статуса. (Суициденты чаще всего не имеют больших целей, ни к чему не стремятся).
  7. Склонность к непродуманным, рискованным действиям, не имеющим под собой опоры на опыт, силу, знания, умения, навыки, связи человека. В том числе, склонность слепо доверять другим людям, не подстраховывая себя каким-либо образом. (Отсюда, суициды после потери денежных средств, вложенных в рискованные виды бизнеса, отданных кому-то «по дружбе» и т.д.)
  8. Высокая эмоциональность в сочетании с повышенной тревожностью, склонность зацикливаться на каких-то неприятных моментах в жизни, длительное время находиться под впечатлением каких-то негативных событий, беспрестанно винить себя в них. (Характерно для работников здравоохранения, людей служивших в «горячих точках» и т.д. – т.е. всех тех, кто регулярно сталкивается с человеческими трагедиями и смертью)
  9. Глубокий пессимизм, общая депрессивность поведения, неспособность видеть плюсы в жизни
  10. Наличие небольших, но все-таки заметных окружающим психических нюансов или отклонений, затрудняющих общение с миром. (Интеллектуальные функции, как правило, функционируют нормально, однако данным людям нередко присуща определенная «твердолобость», совершено им самим невыгодная, приверженность выдуманным правилам и концепциям, не понимаемая знакомыми коллегами жесткость и принципиальность во вроде бы непринципиальных моментах, восприятие себя в качестве «последнего рубежа обороны» какой-то философской или этической концепции, склонность приносить себя в жертву ради пустых идеалов, уверенность в тотальной «неправильности» устройства общества. Отсюда, нервные расстройства и глухая тоска после «непонимания», которое демонстрируют все вокруг, недовольство окружающим миром и временем, когда человек родился).

Если сделать собирательный образ суицидента, то это мужчины и женщины живущие без «руля и ветрил», не имеющие четких интересов и долговременных жизненных целей, часто – не читающие книги, не умеющие заставлять себя доводить необходимые дела до конца, что вместо близких людей и друзей окруженные пустотой, склонные к одиночеству, но, при этом, тяготящиеся отсутствием общения и моральной поддержки со стороны окружающих, не адаптированные к жизни в обществе в целом, плохо разбирающиеся в мотивах поведения других людей, а потому из-за этого постоянно совершающие серьезные ошибки, остро их переживающие, не способные адекватно оценить и самостоятельно разрешать сложные ситуации, существенно изменять свою жизнь в лучшую сторону. Попытка самоубийства для таких людей – реакция на кажущуюся принципиальную невозможность жить дальше так, как хочется. Причем, ключевым является слово «кажущуюся» принципиальную невозможность. На самом деле, выходы из любой, даже самой тяжелой ситуации, есть всегда.

Но самое главное, заключается в том, что суициденты – это почти всегда люди, с которыми их близкие и родные или не общались вообще, или общались только формально, по остаточному принципу, мало интересуясь внутренним миром данной личности. Особенно – это подростки, не вовлеченные в окружающую жизнь, оставшиеся наедине с собой. Это могут быть хорошие дети, неплохие ученики, вежливые к родителям, другим школьникам и учителям. Но, увы: не нужные никому из окружающих. Либо ребенок живет только с одним из родителей, либо родители чрезмерно заняты собой, либо в классе или дворе не нашлось детей, разделяющих ценности и взгляды на жизнь подростка. Либо, по каким-то причинам, имеет место откровенная травля или обструкция данного ребенка. И вот этот подросток понимает, что он прошел социализацию, в мире людей для него просто нет места. С ним никто не играет, не разговаривает (в том числе и отказывается разделять его чувства в случае первой любви), его просьбы и мнения не учитываются, все только кричат и что-то требуют. И в голове щелкает невидимая кнопка самоликвидации…

И тут важно то, что именно в подростковом периоде своей жизни, человек особенно беззащитен. Он, с одной стороны, начинает ощущать себя взрослым. А вот с другой – у него еще нет ни квартиры, ни машины, ни денег, ни работы, ни связей, ни опыта, ни ощутимых прав. Поэтому, сталкиваясь с какой-то душевной болью или явной несправедливостью, явным пренебрежением к себе, как к личности, он просто физически не имеет инструмента борьбы за свои права. Не имеет никакого другого способа донести до всего холодного окружающего мира, что он не хочет и не может ТАК жить. Точнее, у него есть такие способы, только он о них еще не знает, или они не кажутся ему эффективными. А вот угроза покончить с собой быстро оказывает на всех положительное воздействие. Мгновение, и с тобой уже все играют, все заискивают. Только вот вовремя остановиться в своей игре за внимание и понимание, и не дойти до точки невозвращения, к сожалению, могут далеко не все подростки…

Соответственно, родители, не желающие оказаться в ситуации, когда их ребенок пытается уйти из жизни, должны делать только одну простую, очень логичную, но почему-то часто забываемую вещь: все время общаться со своим ребенком, делать с ним вместе то, что может быть ему интересно, интересоваться его мнением и его личностью! Общаться не формально, мимолетно и рутинно спрашивая, ел ли он в обед, сделал ли уроки и помыл посуду, а реально интересуясь тем, что у него на душе, сочувствуя, сопереживая, давая дельные советы и реально помогая. А еще стремиться вовлекать ребенка в свою взрослую жизнь, объяснять ему, как устроен мир вокруг, давать важные поручения, советуясь с ним в принятии своих взрослых решений. Обсуждая с ним даже семейный бюджет, что позволяет снизить аппетиты тех детей, чьи запросы превосходят возможности родителей. И тогда ребенок будет социализирован, он будет знать, что он для кого-то нужен и важен, будет знать свое место в строю взрослых людей. И тогда страшная угроза суицида пройдет мимо такой семьи. Чего я всем искренне и желаю.

Внимание: Данная статья создана на основе глав из книг Андрея Зберовского «Тринадцать способов преодолеть кризис любовных отношений», «Тридцать советов, если ваши любовные отношения закончились навсегда». Рекомендую вам ознакомиться с данными работами в полном объеме. Это может быть вам полезно.

С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.

Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.


Оставьте ответ