Дефицит подростковой успешности


Петр, Абакан.  Еще со школы завидовал тем, кто смело вступает в разговор, кого слышат! Я всей душой всегда хотел общаться – в школе, в институте, но у меня ничего не получалось: на мои слова просто никто не обращал внимания. Сейчас мне уже 30 лет, но ничего не поменялось: что ни скажу в коллективе – все проходит «мимо ушей», меня просто не слышат! Анекдот расскажу – никто не смеется, начну историю рассказывать – тут же кто-то перебивает. Не могу понять, в чем проблема? Вот есть же люди, которые тихим голосом могут перекрыть шумный разговор и захватить всеобщее внимание! После многих неудачных попыток «влиться» в общий разговор в коллективе я решил, что мне, видно, лучше просто помалкивать. Нет у меня от рождения того, что называется «харизмой». Как перестать быть «серой мышкой»?

Описанная ситуация является для психологии классической и даже описана в профессиональном анекдоте: «Сидит психолог в кабинете, что-то пишет. Вдруг очень-очень тихий и робкий стук в дверь. Психолог говорит «Войдите!». Никто не заходит. Затем вновь раздается робкий стук. Психолог уже громко кричит «Войдите!!!». Снова в ответ – тишина. Через какое-то время снова кто-то скребется в дверь.  Психолог вне себя от ярости буквально вопит «Да, заходите уже!!!». Дверь тихо приоткрывается, входит очень застенчивый на вид мужчина средних лет, садится перед психологом на стул. На что жалуетесь? – спрашивает специалист. «Знаете, мне всю жизнь кажется, что на меня никто не обращает внимания, я – никому не интересен» — выдавливает из себя скромный пациент. «Все с вами понятно», произносит психолог. Затем оборачивается в сторону дверей и кричит: «Следующий!!!».

Ну, а если серьезно, то в любой группе людей, в любом коллективе есть яркие лидеры, которых точно все слышат, за которыми прочно закрепилось понятие «харизматик». Однако, сказать, что все остальные – «унылая серая масса», «болото», было бы неправильно. Все остальные – а это не менее 95% людей, по своему составу очень и очень различны. Существует множество классификаций людей, исходя из их темперамента, характера и т.д. Одни авторы выделяют четыре группы людей, другие – шестнадцать, третьи – тридцать две, есть деления на несколько сотен личностных групп и подгрупп. Человек, который жалуется, что его всю жизнь никто не слышит, что все сказанное им никому не интересно, что он вечно «на скамейке запасных» может просто написать в поисковике Интернета заветное «типы людей», и сразу узнает, кто из признанных мэтров личностной психологии к какой из групп его относит и каким термином обозначает.

Во многих этих классификациях есть здравый смысл, в них на основе огромной эмпирики выделены действительно интересные характеристики различных типов людей. Однако, проблемой является то, что они в большинстве своем являются лишь некой констатацией того, что, действительно, люди очень разнятся между собой. Они не объясняют причину этого факта, не дают конкретных рекомендаций, каким именно способом человек может добиться изменения своего личностного типажа, в том числе добиться повышения своего статуса среди окружающих, увеличения интереса к своей особе со стороны представителей противоположного пола. В итоге, каждый психолог-практик в своей повседневной работе вынужден выкручиваться, как знает сам. В том числе обобщать личные наблюдения, экспериментировать, приходить к собственной классификации, нащупывать  методикам помощи людям. В рамках данной статьи предложу собственный, глубоко авторский подход по проблеме, публикую это впервые.

Проблема, изложенная в письме, стара как мир, равно применима к мужчинам и женщинам, и обычно именуется «заниженной самооценкой». Психологи человеку обычно рекомендуют сменить стиль одежды на более престижный, получить более высшее образование, сменить работу, обновить круг общения. Психотерапевты могут посоветовать попить антидепрессанты или предположат, что у человека имеется недостаток половых гормонов, вследствие чего он на биологическом уровне не стремится бороться за сексуальное внимание противоположного пола, порекомендуют или пить гормоны или пойти в спортзал. Все эти методы достойны внимания и использования. Однако, за двадцать лет работы, детально выявляя биографии  всех тех, кто жаловался на недооценку окружающими, сравнивая их жизнь с жизнью признанных «мачо» и «роковых женщин», я обратил внимание на следующее: Подавляющее большинство во всех смыслах этого слова успешных людей, особенно ярко помнят подростковый период примерно с 12 до 16 лет, легко перечисляют множество интересных событий, случившихся с ними именно в этот период времени. Причем, большая часть этих примечательных событий имеет три особенности:

  1. Это некое именно действие, и обязательно не связанное с собственно учебной деятельностью. Это – не табель отличника, и не победа на олимпиаде по химии. Это, может быть победа в драке с одноклассником, любовь самого модного мальчика в школе (девочки), и «героический» срыв урока, успешное восхождение на какую-то гору, победа в каком-то спорте, самая точная стрельба из рогатки во дворе, и самый скоростной велосипед или мотоцикл в районе, самая крупная рыба на рыбалке и т.д. и. т.п.
  2. Эти успешные действия были известны всем окружающим, то есть происходили на виду у какого-то количества людей.
  3. Эти действия получили положительную оценку в подростковом коллективе. (Даже при том, что были недовольны учителя и родители).

Так вот, подчеркиваю: по воспоминаниям в целом успешных людей, не жалующихся на нехватку внимания к ним со стороны окружающих таких событий, отвечающих всем этим трем характеристикам, в период с 12 до 16 лет, насчитывалось не менее пяти. А вот в воспоминаниях у тех, кто (по моему личному определению) «носит  шапку-невидимку», таких событий либо нет вообще, либо их очень мало. (О причине этого из-за краткости статьи я не останавливаюсь).

Отсюда, лично я в своей деятельности четко разделяю понятия «заниженная самооценка» и «дефицит подростковой успешности». В первом случае можно ограничиться обновлением имиджа и гардероба, а вот если я выявляю, что человек, которому 25, 30, 40 или даже 50 лет был недооцененным окружающими именно ВСЕГДА, то есть всю жизнь, тогда я рекомендую следующее: В течение короткого времени (от месяца до полугода) компенсировать дефицит подростковой успешности тем, что человек добьется заметного и признанного окружающими успеха не менее чем в пяти принципиально новых для него видах деятельности (лучше – героические), также желательно не связанным с работой(учебой). Типа: научится покорять альпинистскую стенку, получит права на машину, освоит дайвинг, горные лыжи, велосипед, коньки, сноуборд, скейтборд, скутер, снегоход, сходит в пещеры, сплавится по горной реке, совершит конный поход, прыгнет с парашюта или тарзанки, научится хорошо стрелять, сходит на охоту.

Данный совет я давал сотни раз. Согласно моим многолетним наблюдениям, выполнив мои рекомендации, подавляющее большинство таких людей существенно меняли отношение к самим себе, и благодаря этому, резко вырастали в глазах окружающих. Отныне их слышали и видели, даже начинали строить глазки и звать в кино. Соответственно, если ваши проблемы с окружающими начались еще в подростковый период, попробуйте компенсировать дефицит своей подростковой успешности своими успехами во взрослом возрасте. И постарайтесь, чтобы об этих ваших подвигах узнало как можно больше людей. Удачи вам в победе над самими собой и обстоятельствами!

С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.

Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.


Оставьте ответ