Как преодолеть нервный срыв у дошкольника?


Эта статья предназначена для тех родителей, чьи нервы уже на пределе, а вопрос о том, как преодолеть нервный срыв у любимого чада стоит очень остро, ведь скоро в школу, а учителя — не воспитатели…


Предлагаю разобраться во всем этом на обычном примере. Вот одно из многочисленных писем, которое пришло с просьбой о помощи:

Наталья, Москва. Моему сыну 6 лет. У него постоянные истерики и плохое настроение. Он запросто может раскричаться в магазине, требуя игрушку. И не остановится, пока не получит своего. Падает, бьется об пол и так далее. Между тем, мы с мужем живем очень мирно, не ругаемся, зато ребенок постоянно выдает нам такие концерты.  Что делать? Ведь скоро идти в школу? Может пора давать ребенку таблетки?

Это письмо – типичнейшая картина. Ситуации, когда мама и папа – воспитанные, добрейшие и тишайшие люди, а вот их дети склонны к ярким и громким эмоциональным взрывам (в том числе – на публике), в наше время – далеко не редкость.  Причин такого поведения может быть несколько. Если мы сразу исключим тяжелые семейные конфликты, алкоголизм родителей, разводы и крайнюю степень бедности семьи, когда детям нечего есть и нечем играть, чаще всего, варианты оказываются следующими.


ПЕРВОЕ. Специфика наследственности. Наследственность у человека довольно часто передается ребенку не напрямую от мамы с папой, а достается ему от кого-то из родных бабушек-дедушек, дядь-теть. Соответственно, в случае скандального поведения ребенка всегда следует проанализировать круг родственников – есть ли среди них явные эмоционалы, люди склонные то к неудержимым вспышкам и срывам, то депрессиям, имеющие опасные особенности характера (алкоголь, наркотики, игромания, суициды). Если с этой стороны все позитивно, идем дальше.


ВТОРОЕ. Сложности в детском саду. Чаще всего их две. Или ребенок является самым младшим в группе, его там притесняют, он не может дать отпор. И тогда пружина характера, которая не может разжаться в детском саду, разжимается при общении с родителями. Ребенок скандалит там, где он может себе это позволить, не боясь что его ударят или как-то обидят. Или вариант, когда в группе детского сада есть такой явно проблемный ребенок, который устраивает истерики в группе, но по каким-то причинам его не могут перевоспитать или удалить (влиятельные родители или одинокая мама). Если такой   одно группник вопит, кричит, бьется головой о пол, никого не слушается, это сходит ему с рук, воспитатели его боятся и выполняют его требования, это служит плохим примером для окружающих. А так как этот пример поведения по факту оказывается успешным, то нет ничего удивительного в том, что другие дети начинают подражать такому поведению, воспроизводить его уже с родителями.


ТРЕТЬЕ. Крайняя форма детской избалованности. Это часто бывает, когда ребенок или один в семье, или родители поздно его завели, будучи уже в возрасте. А еще в случае, если родители очень заняты, ребенок много времени проводит с бабушками-дедушками, те в нем души не чают и сдувают пылинки. В этом случае, ребенок быстро привыкает получать все от всех и малейшее неповиновение окружающих тут же провоцирует его на скандал. И если после скандала ему тут же все выдается, данный стереотип успешного поведения опять-таки закрепляется на уровне условного рефлекса, как у знаменитой собаки Павлова.


ЧЕТВЕРТОЕ. Явная нехватка родительского внимания. Бывает и так, что родители ведут себя в ребенком формально: хорошо кормят и поят, покупают качественную одежду и игрушки, но… общаются с ребенком как с Личность очень и очень мало. Он смотрит мультики, играет с игрушками, но в итоге не вырабатывает необходимых навыков коммуникации, в том числе навыков самоограничения, навыков учета чужого мнения, навыков терпеливого ожидания и т.д. Да и внимания по-прежнему не хватает!!!


ПЯТОЕ. Нехватка деятельности на улицы. Давно известно, что самое лучшее средство от истерик и депрессии (являющихся двумя сторонами одной медали) – солнце и свежий воздух. Именно на солнечном свете активнее всего вырабатывается гормон позитива – серотонин. Всякому здоровому человеку, тем более ребенку, жизненно важно каждый день гулять по два-три часа. Если ребенок, по вине родителей – домосед, истерики – весьма часты. Так возникает порочный круг: сидим дома – потому что скандалим на людях, скандалим на людях – потому что сидим дома. А когда малыш сидит дома, вновь работает схема: если пружину сильно сжимать, она будет стремиться где-то распрямляться… Причем, громко.


Спрашивается, что делать? Дам три простых совета:

– Умейте переключать ребенка. Если ребенок устраивает вам истерику на людях или дома, владейте нехитрым набором фраз, которые могут его отвлечь, переключить. Или имитируйте звонок бабушке, или расспрашивайте о том, что сегодня он делал в садике, а что бы он хотел покушать на ужин, какое именно мороженое ему нравится и т.д. В крайнем случае, имейте всегда с собой в запасе какие-то супер лакомства для такого ребенка. Но, желательно все же не давать немедленно ребенку тот предмет, из-за которого он устроил скандал, иначе выработается четкая привычка к такому поведению. Выработается как у той самой пресловутой «собаки Павлова», у которой вырабатывался устойчивый условный рефлекс слюна на включенную лампочку и без лампочки она потом не могла нормально питаться. И разрушить потом эту неправильную ассоциативную цепочку «Крик на весь мир – получение желаемого результата» будет крайне трудно. А вот если дать этот предмет через час, или на другой день уже без всякого крика и просьб ребенка, тогда рефлекс не сложиться. Или если вы одно замените другим, также. Тогда ребенок наглядно увидит, что получить предмет можно и без скандала, во всяком случае, без прямой связи со скандалом. И число скандалов пойдет на убыль. Особенно, если вы проведете несколько таких шумных «репетиций» дома, а не в общественном месте, усмирив тем самым опасный потенциал дошколенка.

– Чаще и дольше бывайте с вашим ребенком на свежем воздухе, давайте ему там свободу. Гуляйте, не привязывайте малыша к себе и коляскам, позволяйте ребенку познавать мир, прыгать в нем, лазать и все трогать. Запомните: Самообладание, то есть умение контролировать естественным образом идущие в нашем мозгу процессы торможения и возбуждения, быстрее всего вырабатывается именно в исследовательской деятельности! Чтобы приблизиться к голубю или кошке, дотянуться до чего-то далекого, требуется терпение и умение сдерживать себя. Поэтому активное и частое освоение мира за пределами квартиры – прямой способ борьбы с детскими срывами.

– Ежедневно играйте вместе с ребенком. Самое ценное в любой игре – социализация ребенка. Потому что любая игра – это обязательно какие-то четкие правила. Которые, если ты хочешь играть, волей-неволей приходится соблюдать, перебарывая собственные дикие желания, обуздывая свой эгоизм. Поэтому, в практике моей работы, именно терпеливая игра – основной способ постепенного обучения ребенка навыкам самоконтроля, умению подчиняться тому, что навязано окружающим миром. Это – главная инструкция для всех родителей детей от двух до десяти лет!

В общем, не спешите давать дошкольникам таблетки и не пытайтесь переложить родительские задачи по воспитанию ребенка на кого-либо. Лучше чаще играйте с дошколенком вместе. Или родите еще одного малыша, который не позволит сформироваться эгоизму у первого.


С уважением, Ваш семейный психолог, д.к.н., проф., Андрей Зберовский

Если вам потребуются советы психолога,

запись на личный прием и

онлайн консультацию (Viber, WhatsApp):

+7 902 990 5168, +7 913 520 1001, +7 926 633 5200.


 

Внимание: Если вам хочется больше узнать о проблемах связанных с детьми, рекомендую Вам прочесть мою книгу «Острые углы молодых семей», «Как оценить прочность вашего брака», «Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью».


Оставьте ответ