На мой взгляд, одной из проблем в воспитании современных детей является чрезмерное стремление родителей сделать ребенка успешным с детства, чуть ли не с пеленок. Развивающие центры пять раз в неделю, три иностранных языка сразу, читать и считать в три года, в шесть лет осилить «Мастера и Маргариту», а еще лучше – «Преступление и наказание». А если ребенок, не дай Бог, не может выполнить эту программу, у родителей начинается паника, в воздухе свистит ремень, ребенка ведут к психологу с просьбой «помогите мне сделать из моего тугодума гения из поколения индиго». Но, давайте, все-таки не станем пороть педагогическую горячку, давайте поговорим о так называемых детях – «тугодумах» по-взрослому.


Первое. Давайте сначала разберемся, какого ребенка считать тугодумом? Того, кто медленно все делает, или того, кто учится на «три», или того, кто одновременно все делает и медленно и на «три»? Мы с вами понимаем, что можно все делать медленно, но за то на «четыре и пять». Того, кто учится на «три»? Не факт, что этот ребенок – тугодум! Он может быть весьма активным по жизни, только вот учиться ему не интересно, а поведение оставляет желать лучшего. Но, это повод для разговора уже в другой статье. Таким образом, выходит, классический «тугодум» – это ребенок 5-12 лет, который и делает все медленно и, при этом, на «три». С этим мы разобрались.


Второе. Почему некоторые считают, что медлительность ребенка – это сразу его порок? Ведь не зря есть народная мудрость: «семь раз отмерь – один раз отрежь!». А еще «Поспешай – не торопясь!». Между прочим, Наполеон был человеком молниеносным, а вот разгромивший его Кутузов, всю жизнь засыпал на ходу. И ничего, это не помешало ему спасти Россию. Так что, неторопливость, по моему мнению – сама по себе вовсе не беда. Это лишь признак наличие у ребенка темперамента флегматика или меланхолика. И не более того. Если он в целом все делает правильно и уровень развития его интеллекта соответствует средним показателям по группе детского сада или класса в школе, поводов для паники просто нет. Пусть он не станет чемпионом по карате или не будет выигрывать олимпиады, но зато во взрослой жизни именно благодаря своей неспешности и обстоятельности он может оказаться идеальным исполнителем, а затем и начальником. А вот те, кто спешил жить в детстве и юности, могут оказаться задвинуты на обочину жизни в сорок-пятьдесят.


Третье. Отсюда, давайте разберемся: почему кто-то диктует нам, что яркая успешность должна быть прямо с раннего детства? На самом деле, значительное число выдающихся людей стали таковыми только уже во взрослом состоянии. А в школе были обычными середняками. Тот же Уинстон Черчилль в школе считался почти умственно отсталым, учился еле-еле на «три», но это не помешало ему ни стать премьером, ни спасти Англию от бесноватого Гитлера. Так что, давайте не путать успешность и подготовку ребенка к успешности. Безусловно, школа – это трамплин в жизнь. Но мы же не требуем от спортсмена, чтобы он крутил свои сальто над трамплином и на него же и приземлялся: голову разобьет! И мы нередко видим, когда отличник в школе влачит жалкую жизнь после нее, а троечник – становится его начальником. Не зря говорят: «Тише едешь – дальше будешь!». И между прочим – дольше! Вот и не нужно требовать, чтобы все дети были отличниками. Есть твердая «четверка» по большинству предметов – вот и хорошо!

Таким образом, давайте не будем переживать за скорость передвижения ребенка в пространстве и число мыслительных операций ребенка в минуту. Если они медленны, но зато точны, это по-своему прекрасно. И не нужно торопить ребенка чересчур: можно просто сломать у него психики, развить в нем невроз или комплекс неполноценности.


Единственное, с чем нельзя мириться родителям, так это с враньем ребенка, его грубостью и с тройками в дневнике! Ведь все это – показатель уже вовсе не медленной скорости ребенка по жизни, а следующих вещей (исключая умственную и речевую отсталость ребенка):

— отсутствия у родителей должного контроля за своим ребенком, низким интересом к его школьным делам, равнодушием к нему;

— нехваткой личного общения родителей и ребенка, их совместной деятельность;

— чрезмерной избалованностью ребенка, которая препятствует у него выработке силы воли и постановки жизненных целей;

Очевидно, что во всем этом, скорость в поведении ребенка не имеет никакого значения: важно личное участие родителей в жизни и воспитании своего чада. И именно недоработки самих родителей, а вовсе не пресловутое «тугодумие» — истинные причины возможной дальнейшей проблемности ребенка. Так что, давайте оценивать не саму скорость процесса обучения ребенка, а его итоговые результаты. И чье тугодумие тут важнее – ребенка или его нерадивых родителей, еще большой вопрос. Если же родители желают повысить скорость быстродействия своего ребенка, они должны делать все вместе с ним. И не только в делах учебы, но и общения и игры.


С уважением, д.к.н., профессор Андрей Зберовский

Контакты: www.zberovski.ru E-mail: zberovskiy@mail.ru

Запись на личный прием и

дистанционное консультирование

(Viber,  WhatsApp):

+7-902-990-5168, +7-913-520 -001, +7-926-633-5200.